?

Log in

No account? Create an account
Российские школьники разъедутся в Таиланд, Индию и Корею
vserosplym
Завершился заключительный этап всероссийской олимпиады школьников 2015 года. Победители определены, команды для участия в международных интеллектуальных соревнованиях формируются. Самые сильные и одаренные участники  представят Россию на международных олимпиадах, которые стартуют уже в июле. Как проходит подготовка участников к соревнованиям и к чему готовиться ребятам, мы спросили заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Сергоманова Павла Аркадьевича.
- Расскажите, каким образом формировались команды для участия в международных олимпиадах? По каким качествам отбирались участники?
- Представители сборных команд формируются из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 годов, которые участвовали в учебно-тренировочных сборах и показали там высокие результаты.
Несомненно, основным критерием для включения в состав сборной является уровень знаний. Он-то и определяется в момент участия во всероссийской олимпиаде. Жюри не только оценивает работы участников, но и присматривает кандидатов для сборной. Разумеется, что  подготовка у ребят должна быть очень высокая. Но и это еще не все. Также важными критериями является внимательность (а именно из-за невнимательности многие участники теряли баллы на всероссийской олимпиаде), умение анализировать и понимать задание, навыки составления ответов, а также усидчивость, самоконтроль, готовность к серьезным интеллектуальным нагрузкам.
Если ребенок достаточно одаренный, но не может контролировать эмоции, впадает в отчаяние при первой же трудности, конфликтен и непоседлив, то вряд ли он может претендовать на место в сборной.
Международные олимпиады – это не только проверка знаний школьников, это демонстрация интеллектуального потенциала целой страны, и мы должны отбирать лучших из лучших.
- На каком этапе сейчас находится подготовка школьников? Ведь международные олимпиады стартуют совсем скоро.
- уже стартовали летние сборы. Участники сборных вместе с руководителями проходят усиленную подготовку к соревнованиям. Как правило, сборы проходят на базе образовательных учреждений или в санаториях и лагерях. Это необходимое условие, так как ежедневно школьники занимаются по 6-8 часов. К примеру, участники сборной по химии решают задания, которые распечатаны на 45 страницах. Даже просто прочтение такого объема информации может утомить и рассеять внимание подростков.
Кроме этого ребята решают сложнейшие для их возраста задачи, ставят лабораторные опыты. Их подготовка во время сборов значительно опережает программу студентов 1-2 курсов вуза.
Нам важно понять, что ребята смогут выдержать такую нагрузку. Ведь в реальных условиях международной олимпиады задания будут еще сложнее и объемнее, а ответственность неизмеримо выше.
- Как проходят международные соревнования?
- Проведение международных школьных олимпиад мало чем отличается от всероссийской олимпиады. Как правило, участники должны пройти два этапа соревнований: теоретический    тест или интервью, и практический – решение задач, проведение опытов и другое.
Между участием в теоретическом и практическом этапах олимпиады школьники посещают экскурсии, играют в интеллектуальные или спортивные игры, могут посещать спортивные залы, пляжи или заниматься творчеством.
Для российских ребят это прекрасная возможность не только принять участие в таких серьезных соревнованиях, но и посетить другие страны, завести новых знакомых, практиковать английский язык и многое другое.
- Кто оплачивает все расходы на участие ребят в международных олимпиадах?
- Все затраты на участие школьников в международной олимпиаде, включая перелет, проживание и питание, оплачивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Каковы успехи российских сборных в прошлом?
- Надо сказать, что Россия входит в десятку стран с самой высокой подготовкой школьников. В прошлом году наши сборные завоевали 38 медалей: 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых. Стоит отметить, что сборная по химии впервые в истории участия в этой олимпиаде заняла первое место в неофициальном командном зачете, завоевав 3 золотых и 1 серебряную медаль.
Отличные результаты показали ребята и по информатике: 3 командное место, 2 золотых, и 2 серебряных медали; астрономия: 2 командное место, 2 золотых,2 серебряных и 1 бронзовая медали.
Сборные России заняли 4 место по математике, 5 место по физике, 5 место по географии. Особо стоит отметить сборную команду юниоров, которая заняла 2 место на естественнонаучной олимпиаде.
- В каких странах будут проходить международные соревнования в этом году?
- Как правило, международные соревнования организуются и проводятся по всему миру. На данный момент точно известно, что олимпиады пройдут в Таиланде, Корее, Индии, Дании. Также несколько олимпиад пройдут на территории СНГ: в Казахстане, Азербайджане. Россия также будет принимать участников международной олимпиады по географии, которая пройдет с 11-17 августа в Твери на базе центра «Компьютерия». Мы ожидаем команды из 41 страны. Следить за ходом проведения олимпиады будут наблюдатели из 7 стран.
Для участников олимпиады уже подготовлены не только интересные задания, но и развлекательная программа: запланировали несколько экскурсий, проведем конкурс авторской песни у костра.
Мы также настроены на формирование партнерских отношений с представителями стран-участников. К тому же, международное общение будет полезным и для наших ребят.
- Какой результат от сборных вы ожидаете в этом году?
- Конечно, рассчитываем на высокий результат, не ниже результатов прошлого года. Но все покажет время. Нужно понимать, что задания на международных соревнованиях очень сложные, рассчитанные на высокие способности, а значит, знание программы только российской школы и вуза недостаточно. И, конечно, как и для всяких состязаний очень важно справиться со стрессом.
Жюри будет оценивать не только работу участников, но и их творческий и новаторские подходы к решению задач. Ребята должны выложиться
«по полной», чтобы проявить себя на олимпиаде.

Впрочем, готовят ребят к выступлению настоящие мэтры и профессионалы своего дела   руководители кафедр, профессора по различным наукам. Я уверен, что проведенная подготовка отразится и на результатах.
- Какие привилегии получат ребята, участвующие в международных олимпиадах?
- Если победители всероссийской олимпиады школьников могут поступить в профильный вуз без экзаменов, то призеры и победители международных соревнований тем более будут иметь такое право.
Однако участники международных соревнований, которые особо проявили свой талант, мгновенно попадают в поле зрения потенциальных работодателей. И это необязательно частные структуры. К примеру, одаренные школьники, а в будущем студенты, могут продолжить заниматься научной деятельностью в вузах или специализированных учреждениях. Такие примеры у нас есть. Многие сегодняшние профессора престижных российских вузов принимали участие в международных олимпиадах.
Кроме того, для таких одаренных ребят созданы условия для углубленного изучения предмета на группах продленного дня в институтах. Уверен, что сегодня мы растим выдающихся биологов, химиков и физиков, которые завтра изобретут лекарство от рака, запустят новые спутники в космос, создадут новые растительные культуры или изобретут девайсы, которые сделают жизнь человека полноценнее, дольше.
- Что бы вы пожелали участникам международных олимпиад?
- Я желаю ребятам проявить себя, подтвердить гордое звание России на олимпиадах такого уровня. Кроме этого, я могу с уверенностью сказать: вы уже победители, вы – гордость и будущее страны. Мы поддерживаем вас. Мы переживаем за вас. Успехов и удачи вам!
- Спасибо за беседу.

Интернет на службе талантов
vserosplym
Практически треть выпускников, которые успешно сдали ЕГЭ, признались, что даже не заглядывали в школьные учебники, а готовились к экзамену только с помощью интернет-тестов. Победители всероссийской олимпиады школьников и призеры международных предметных олимпиад также говорят о том, что современные интернет-ресурсы помогают подготовиться к выполнению заданий более тщательно. При этом ребята работают в удобное им время и дома, что облегчает проблему изучения и усвоения информации.
Сегодня электронные библиотеки вытесняют привычные нам городские читальни. Такому разнообразию литературы, которое представлено на просторах интернета, могли бы позавидовать крупнейшие библиотеки мира. Но стоит отметить, что именно в городских или федеральных библиотеках можно найти подлинники документов, прессу прошлых тысячелетий, оригиналы указов и приказов государственной важности и многое другое. Такие документы отыскать в интернете практически невозможно. Но во всем остальном электронные ресурсы могут спокойно конкурировать.
Итак, какие же интернет-ресурсы помогут подготовиться к ЕГЭ, выиграть во всероссийской олимпиаде школьников, а также получить грант на собственную разработку.
1.      Официальный сайт всероссийской олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/
Ресурс предназначен для школьников, педагогов и организаторов всероссийской олимпиады школьников. Кроме приказов, распоряжений и методических указаний проведения крупнейшей олимпиады для школьников, участники интеллектуальных соревнования смогут найти здесь примеры заданий и решения прошлых олимпиад. Это во многом облегчит подготовку к соревнованиям. Большинство участников, призеров и победителей всероссийской олимпиады школьников признались, что постоянно обращались  к заданиям, представленным на сайте, для подготовки.
2.      Ресурс для подготовки к ЕГЭ http://reshuege.ru/
На сегодняшний день в интернет есть огромное количество ресурсов для подготовки к ЕГЭ. А такие корпорации, как Яндекс или Google ежегодно запускают специальные тесты, которые позволяют проверить свой уровень знаний и оценить подготовку к главному школьному экзамену.
На представленном ресурсе собраны прототипы заданий, которые чаще всего встречаются на ЕГЭ. Поэтому решив достаточное количество задач и примеров на данном ресурсе, шансы сдать ЕГЭ хорошо значительно повышаются.
3.      Ознакомится с конкурсами для одаренных и творческих детей можно на сайте http://www.konkursgrant.ru/index.php/ru/shkolnikam Здесь собран список интеллектуальных и творческих конкурсов, которые предполагают получения стипендий и грантов на обучение или реализацию собственного проекта. Ресурс будет полезен тем, кто уже имеет собственные разработки и проекты в таких областях, как веб-дизайн, литература, живопись, социальные проекты, направленные на решение проблем общества. Принимать участие в представленных конкурсах могут, как школьники и студенты, так педагоги и преподаватели вузов.
4.      Сайт-поисковик для школьников и студентов Nigma.ru
Интеллектальную поисковую систему Nigma.ru придумали аспиранты МГУ. Ее главное отличие — в ответ на запрос вы получите не только ссылки на сайты, но и разного рода информацию, научную, статистическую, историческую. Nigma.ru может дешифровать аббревиатуры, решать уравнения, упрощать выражения, умеет мгновенно находить химические реакции и исправлять ошибки не только на русском, но и на английском языке. Еще очень удобно искать музыку на Nigma.ru. Результаты появляются в виде таблицы, и композицию можно послушать прямо на сайте, переходить по ссылке никуда не надо. Однако это еще не предел. Система постоянно совершенствуется, а ее разработчики открывают все новые и новые сервисы.
5.      Портал для исследователей http://www.researcher.ru/
В настоящее время многие школьники ведут собственные исследования различных природных или социальных явлений. Если ты в их числе, то будет полезно заглянуть на сайт исселдователь.ру, который позволяет ознакомиться с уже законченными исследованиями, поучаствовать в международных проектах, а также представить собственные разработки.
Сегодня интернет является неотъемлемой частью жизни школьника, и очень важно проводить время перед монитором с пользой для себя и своего будущего. Международные проекты и всероссийские конкурсы позволяют школьникам уже с подросткового возраста заявить о себе и стать профессиональным руководителем проекта со школьной скамьи.

В рамках заседания Совета по делам молодежи государств – участников СНГ обсудили вопросы поддержки
vserosplym
30 октября в Московском государственном техническом университете радиотехники, электроники и автоматики в рамках проведения заседания Совета по делам молодежи государств – участников Содружества Независимых Государств были подведены итоги реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, в том числе политики по выявлению и сопровождению талантливой молодежи.
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов поприветствовал участников и поздравил присутствующих призеров и победителей олимпиад с достижениями.
Дмитрий Ливанов подчеркнул, что задача государства заключается в выявлении, поддержке и развитии способностей одаренных детей и молодежи, в России созданы равные условия для всех участников из любого уголка страны для развития своих талантов.
Важную роль в развитии международного олимпиадного движения, по словам министра, играет и совместная работа с молодежными организациями, в том числе и международными. Сегодня это только стратегия, которая должна трансформироваться в реальные мероприятия и действия. Необходимо максимально задействовать молодежные организации в подготовке к международным олимпиадам, например, в информационном освещении олимпиадного движения.
Об основных каналах коммуникации с аудиториями и процессах информационной поддержки олимпиадного движения в СМИ, задействованных в 2015 году, рассказал Василий Василенко, руководитель проектов ООО «Верконт-Сервис». Так по словам Василия Василенко на сегодняшний день функционирует несколько информационных площадок, которые предоставляют информацию. Это и всероссийский портал rosolymp.ru, социальные сети, печатные и электронные СМИ, радио и телевидение. Запланировано в 2016 году в освещении олимпиадного движения задействовать каналы Совета по делам молодежи государств – участников СНГ.
Свое видение такого нетривиального сотрудничества высказал и руководитель сборной России по химии, доцент химического факультета МГУ Илья Глебов. «В условиях сегодняшней глобализации, развитие науки – вопрос вклада не только отдельных талантов, это совместная работа многих ученых и практиков разных стран, в числе которых очень много молодых дарований. Поэтому сегодня выявление и сопровождение талантливой молодежи, ее развитие – вопрос нашего общего будущего. И в этом отношении я вижу большие перспективы для сотрудничества между странами.
Поэтому так важно, что сегодня в рамках заседания Совета по делам молодежи государств – участников СНГ обсуждаются вопросы развития и поддержки олимпиадного движения. Наши страны должны сотрудничать в этом направлении, реализовывать совместные мероприятия и действия. И в этом обязательно должна принимать участие молодежь, ведь, в конце концов, речь идет об их будущем и будущем их сверстников и друзей. Мы должны активнее привлекать молодежные организации к участию в олимпиадном движении. Подрастающие таланты – надежда наших стран, от них во многом зависит будущее наших государств».

Теперь выпускники будут работать только по специальности в дипломе
vserosplym
До конца года Госдума планирует принять поправки в Трудовой кодекс, которые установят профессиональные стандарты – требования к уровню образования, стажу работы и навыкам специалистов по каждой профессии. Об этом 3 декабря пишет «Коммерсантъ».

На сегодня, по словам чиновников Минтруда, зарегистрировано 199 профессиональных стандартов, к концу года их должно стать 350. Например, в профстандарте «редактора СМИ» указано, что помимо полугодового стажа на позиции корреспондента, у работника должен быть диплом бакалавра «в области СМИ».

Правительство внесло поправки в Госдуму в июне 2014 года, а в сентябре они были приняты в первом чтении. На следующей неделе, по словам главы комитета по труду и соцполитике Ольги Баталиной, доработанный проект рассмотрят во втором чтении.

Ожидается, что профстандарты начнут применять в обязательном порядке уже с 1 января 2016 года государственные и муниципальные организации. С 2020 года требования к сотрудникам «по стандарту» будут обязаны соблюдать все работодатели.

Талантливые школьники получат премии от Президента
vserosplym
Владимир Путин предложил предоставлять пять тысяч президентских грантов талантливым школьникам на все время их обучения в вузе за патенты и публикации в зарубежных журналах. Не студентам – школьникам.

«Талантливые дети – это достояние нации, надо продумать меры поддержки тех, кто уже в школе проявил себя. У нас немало детей, имеющих патенты и публикации в зарубежных журналах. Предлагаю ежегодно предоставлять таким ребятам пять тысяч президентских грантов, размер которых составит двадцать тысяч рублей. На весь период обучения в вузе», – заявил в четверг в своем послании к Федеральному Собранию Владимир Путин.

Он отметил, что условиями получения такого гранта могли бы стать хорошие оценки и обязательство «работать некоторое время в России».

Не забыл президент и про итоговое сочинение, которое одиннадцатиклассники впервые сдавали 3 декабря. «Важно качество работы учителей. Прошу Минобрнауки и образовательное сообщество пристально изучить качество сочинений. ЕГЭ позволил жителям отдаленных регионов и детям из неблагополучных семей поступить в лучшие вузы страны», – отметил Путин.

В сфере высшего образования глава государства предложил не гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки студентов.

ОЛИМПИЙСКИЙ ЗАБЕГ
vserosplym
Все современные ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Однако часто педагоги формируют профессиональное мнение, выделяя одних учащихся как «способных» и «одаренных», а других считая «середняками». По мнению ученых способности не сводятся к имеющимся у ученика знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности, упорядочивающими возможность их приобретения. Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту. Такой подход является неправильным, цель педагогической деятельности Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы выявить способности и таланты каждого ученика и сделать все возможное для их развития.
Известно, что для успеха усвоения любой деятельности важно наличие нескольких факторов:
 грамотное целеполагание;
обязательное планирование деятельности;
регулярность деятельности;
создание ситуации успеха;
наличие обратной связи для оценки эффективности деятельности;
анализ достигнутых результатов;
коррекция целей и задач.
Не исключением является и работа по развитию потенциала одаренных детей. Приступая к такому роду деятельности, педагог должен сформулировать цель работы, поставить задачи и спланировать деятельность на определенный временной период, в течение которого можно будет получить первые убедительные результаты, создающие ситуацию успеха как для учащихся, так и для самого учителя.
Современное российское общество предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию своих граждан. В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку воспитанников.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью выявления, поддержки, развития одарённых детей, оказания им квалифицированной помощи в расширении, углублении и систематизации рациональных методов. Формирование творческих способностей и интеллектуальной активности с целью совершенствования у детей познавательных процессов, обучение детей логическим операциям, развития мышления и воображения для активизации познавательной деятельности и раскрытие интеллектуального потенциала воспитанников должно происходить не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Методы обучения должны быть разнообразны и сочетать эвристические, творческие и репродуктивные. Этому может служить проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития. Поэтому работа с одаренными детьми должна носить ненавязчивый, косвенный и перспективный характер.
В самом начале статьи мы условились считать талантливыми всех учащихся (и педагогов J). Значит, первое, с чего следует начать развитие потенциала – дать возможность детям выбрать интересующее их направление деятельности, а педагогам – помочь сделать этот непростой выбор. Разумеется, такой выбор в течение времени может быть не один и не два раза изменен. Безусловно, он и сразу может быть не единственным. Любой человек должен иметь право на свободу выбора в любой момент времени. В то же время наша задача – привить учащимся привычку и вкус к постоянной целенаправленной работе, ибо только упорный и регулярный труд дает ожидаемый результат.
Одним из залогов успеха деятельности по развитию потенциала одаренных детей является начало развивающей работы с ними в наиболее раннем школьном детстве. Существуют разные способы для привлечения школьников младших классов к развитию творческих способностей:
участие в викторинах, интеллектуальных конкурсах, соревнованиях;
выполнение творческих работ (сочинение стихов, рассказов, сказок, написание картин и др.);
участие в предметных олимпиадах;
чтение занимательных популярных книг по разным направлениям;
участие в проектных и исследовательских конференциях старшеклассников;
изучение проектных и исследовательских методов работы и др.
Формирование творческой личности, начатое еще в дошкольном возрасте, активно продолжается в школе.  Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Развитие творческого подхода к любому виду деятельности – одна из важнейших задач воспитания младших школьников. Одаренность в этом возрасте можно рассматривать как потенциал психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности с учетом специфики одаренности в различные периоды детства. Развитие одаренных детей надо связывать с задачами их обучения и воспитания с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Признаками одаренности у школьников могут быть:
устойчивая увлеченность какой – либо деятельностью;
длительное внимание на определенном действии или предмете, умение быстро переключаться и включаться в деятельность;
потребность в импровизации, попытка внести что-то новое в решение творческих задач;
более развитое внимание и восприятие;
исследовательская активность, широкий спектр интересов;
В процессе развития потенциала одаренных детей важно уделять внимание развитию творческого потенциала детей способом формирования у них креативного мышления. Развитие нестандартного мышления может происходить через сочинительскую деятельность, развивающие подвижные игры. Такой вид деятельности делает возможным освобождение природы ребенка и с большей вероятностью позволяет рассмотреть скрытую одаренность.
Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, уверенных, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Важнейшей стороной развития потенциала одаренных детей является преемственность в этом виде деятельности между младшими школьниками, школьниками средних и старших классов и студентами. Регулярность участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных фестивалях, соревнованиях и конкурсах различного уровня, обмен опытом между разновозрастными участниками создает благоприятную среду для развития способностей и формирования вкуса к интеллектуальной деятельности.
Для подростков, приученных в начальных классах школы к постоянному интеллектуальному труду, основной формой развития способностей является участие в олимпиадном движении. При организации подготовки учеников к участию в предметных олимпиадах надо не забывать о такой психологической особенности подростков, как интерес к частой смене видов и форм деятельности, желании все попробовать «на вкус». Эту склонность к постоянным переменам можно продуктивно и эффективно использовать, не ограничивая ребят в выборе.
Для школьников с пятого по одиннадцатый класс главной олимпиадой, безусловно, является Всероссийская олимпиада школьников, и подготовка к ней учеников должна быть базой развития потенциала одаренных учащихся. Система подготовки, начинаясь на уровне образовательной организации, должна органично распространяться на муниципальный и региональный уровни. Деятельность по подготовке одаренных учащихся к участию в предметных олимпиадах даст результат только в случае системности, регулярности, использования всех кадровых и интеллектуальных ресурсов. Такая работа, начавшись в школе на уроке, должна продолжаться на занятиях предметного кружка, специального, факультативного или элективного курса,  в профильной смене загородного лагеря. Только такой системный подход, накопление, распространение, совершенствование и использование опыта даст эффективные результаты по развитию потенциала одаренных учащихся.
 При организации работы с талантливыми детьми не надо забывать и о других видах предметных олимпиад. Ежегодно на территории Российской Федерации проводится множество заочных дистанционных и очных интеллектуальных соревнований, участие в которых делает школьников грамотнее, опытнее, прививает привычку к самостоятельному интеллектуальному поиску.
Ежегодно Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает приказом Список олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении на профильные специальности в образовательные организации высшего профессионального образования. Как правило, такие олимпиады проводятся в несколько этапов – один-два заочных отборочных и заключительный очный. Кроме того для наибольшей эффективности  и наилучшей результативности возможность участия в олимпиадах, проводимых образовательными организациями высшего профессионального образования, предусмотрена для школьников 7-11, 8-11 или 9-11 классов, что дает возможность школьникам тренировать свои интеллектуальные способности в течение ряда лет.  Участие в таком олимпийском забеге выгодно сказывается на развитии способностей и талантов ученика, поддерживает профессиональный уровень педагога-наставника и дает возможность вузам принять на обучение заинтересованных и интеллектуально развитых студентов.
Олимпиадный марафон при грамотной организации дает отличные результаты в развитии потенциала одаренных детей. Оптимально, если в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников примут участие от 90 до 100% учеников общеобразовательной организации. Это даст возможность ребятам проверить свои силы, определить склонности и почувствовать значимость интеллектуальных усилий. Участие в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников определяется квотами участников, однако школьники, не вошедшие в эту квоту, но почувствовавшие интерес к творческой деятельности, имеют широкие возможности по участию в других соревнованиях.
Не следует забывать и о других формах работы по развитию потенциала одаренных детей. Такими формами являются, например, конкурсы учебных проектов или научно-практические конференции школьников и студентов. Являясь принципиально иными формами работы с одаренными учащимися по сравнению с олимпиадами школьников, они не менее эффективны и даже имеют ряд преимуществ.
Например, при организации научных конференций, как правило, положением предусмотрены выступления и доклады разновозрастных участников. Это дает возможность младшим по возрасту участникам набраться интеллектуального и поведенческого опыта, а старшим – получить благодарную аудиторию и почувствовать свою значимость и успешность. Во время дискуссий формируются и развиваются искусство вести научный диалог, культура научного взаимодействия. Наиболее эффективными формами такого взаимодействия являются совместные научно-практические конференции студентов и школьников.
Школьный возраст – период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности -потенциал- для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные).
Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, освоение программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, слетах, летних (зимних) школах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений обучающихся.
Интересной эффективной формой одновременного развития разновозрастных учащихся является организация интеллектуальных конкурсов и олимпиад старшими учениками и студентами для младших. При этом под организацией понимаются не только технические мероприятия по обустройству действа, но и составление олимпиадных заданий, разработка критериев их оценивания и проверка. Такой прием является очень эффективным, и вызывает живой интерес и активность у всех его участников.
При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей - своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции, сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в образовательной организации будет создана система выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Учебная деятельность учащихся должна осуществляться на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.).  Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения для одаренных учащихся предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых талантливый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
 Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Жизнеспособность системы работы по развитию потенциала одаренных детей на всех этапах образования: младшая школа – школа – вуз должна  подтверждаться наличием победителей и призеров предметных и развивающих олимпиад различных уровней, призеров конкурсов учебных и творческих проектов, участников научно-исследовательских конференций, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Благодаря системной и планомерной работе одаренные дети должны стать успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь, приносящими пользу и славу своей стране.
Они должны демонстрировать готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и самоформированию, что является необходимостью для человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.
Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным испытанием в профессиональном, личностном и духовно- нравственном отношениях. Это – олимпийский забег на длинную дистанцию, забег для всех участников непростой. В случае успеха он принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - отрицательные. Но в любом случае этот забег дает возможность пережить "точку роста", продвижения на пути профессионального и личностного становления.

 

Развитие олимпиадного движения в России
vserosplym
Всероссийская олимпиада школьников, безусловно, является самой массовой олимпиадой, и проводится Министерством образования и науки Российской Федерации уже более полувека по общеобразовательным предметам. В состязаниях участвуют школьники всех регионов России. Основной целью проведения олимпиад школьников является поиск и поддержка талантливых детей, содействие развитию их способностей, в том числе через привлечение талантливых школьников к участию в олимпиадах.
В настоящее время, наряду с Всероссийской олимпиадой школьников сложилась система олимпиад школьников, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Каждый год организаторы олимпиад присылают заявки в РСОШ, которые проходят экспертизу на включение их в Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год.
Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут без вступительных испытаний стать студентами любого вуза России по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. При поступлении на направление подготовки, не соответствующее профилю олимпиады, достижения на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников будут зачтены как 100 баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету. Отметим, что льгота не имеет срока давности. Однако подать документы по льготе можно только в один вуз на одну специальность. Кроме того, победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников получают в рамках национального проекта «Образование» премии для поддержки талантливой молодёжи: победители – 60 тыс. руб., призеры – 30 тыс. руб.
Победители и призёры олимпиад школьников под эгидой РСОШ также могут рассчитывать на льготы при поступлении в высшие учебные заведения: зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету. Успешное выступление в олимпиаде одного из вузов, приоткрывает талантливым ребятам двери и в другие вузы.
История олимпиадного движения в России
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.
В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
Расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии начался с середины XX века. Страна бурно развивалась в техническом отношении, покоряла космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры. Далее, в стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научных. В этот период, в семидесятые годы, к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.
Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
Олимпиады по математике
Математическая олимпиада проводится с целью выявления талантливых и склонных к точным наукам учеников. Участие в олимпиаде стимулируют интерес к науке и творчеству. Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно. Отметим, что первые Олимпийские игры современности прошли в Афинах в 1896 году.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд. Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).
Олимпиады по информатике
«Я получил огромное удовольствие от участия в олимпиаде. Такие классные задачки! Так интересно я давно не проводил время. Еще хочется побыстрее узнать результаты». Эти слова - рефлексия одного из участников олимпиады по информатике, ярко характеризуют отношение ребят к участию в олимпиаде.
На олимпиаде выделяется два типа задач:
1). Задачи, решением которых является программа. При решении такой задачи участник должен составить программу, которая по заданному входному файлу сформирует выходной, и сдать исходный текст программы в проверяющую систему. Корректность работы программы будет проверена на различных входных данных, заранее неизвестных участнику.
2). Задачи, решением которых является выходной файл. В данном типе задач все входные данные уже известны участнику, ему необходимо лишь получить для каждого входного файла соответствующий ему выходной и сдать его в проверяющую систему. При этом способ, которым участник получил ответ, не важен.
Современные задачи олимпиады являются многоуровневыми, то есть даже неполные и неэффективные решения пройдут определённые группы тестов и принесут участникам некоторое количество баллов. При этом научный комитет олимпиады рассматривает многочисленные варианты решения каждой задачи и составляет наборы тестов таким образом, чтобы лишь полные решения смогли пройти все тесты и набрать максимальный балл.
Олимпиадное движение по информатике, в отличие от такого предмета, как математика, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70-х годов.
Сейчас трудно говорить, у кого первого возникла идея проведения всесоюзных олимпиад школьников по информатике, но вполне очевидно, что такой интересный и быстро развивающийся предмет не мог долгое время оставаться без олимпиады. Осенью 1987 года состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П.Ершов, Н.Н.Красовский, д.ф.-м.н. А.Л.Семенов, В.М.Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А.Сарычева. На совещании было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г.Свердловске, ныне Екатеринбург.
Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики. Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.
Опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те правила, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад. Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации.
Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в г.Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I тур был теоретическим, без использования компьютеров, II тур — практическим.
В 1992-1996 годах столицей олимпиадного движения по информатике был г.Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге. В последующие годы, в период с 2000 по 2005 Олимпиада проводилась в городах Троицке, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области и Новосибирске.
В период подготовки к олимпиаде с ребятами работают высококлассные специалисты и педагоги, ориентированные не только на непосредственный результат, то есть, на призовые места для своих подопечных, но и на долгосрочную перспективу — на воспитание будущей смены специалистов в области информационных технологий и программирования.
Бессменным председателем Центральной методической комиссии по информатике является В.М.Кирюхин. Старейшими членами этой комиссии являются известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики — профессора С.М.Окулов, В.В.Прохоров, И.В.Романовский, доценты А.В.Алексеев, С.Г.Волченков, Е.В.Андреева, В.Д.Лелюх.
Олимпиады по физике
Олимпиады школьников в нашей стране имеют богатую историю. Что же касается истории школьных физических олимпиад, то, по всей видимости, они начались в 1938 году. Первая олимпиада была организована для московских школьников Московским государственным университетом. В дальнейшем такие олимпиады стал проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей был поддержан и в других городах Советского Союза.
Первая всесоюзная олимпиада школьников была проведена в феврале 1962 года по инициативе Московского физико-технического института. В ней приняло участие свыше 6500 школьников из 58 городов и поселков. Интересна форма организации олимпиады. Она проводилась в один тур во время студенческих зимних каникул студентами и аспирантами в их родных городах. Всю работу по организации олимпиады возглавил комитет ВЛКСМ физтеха. В этом же году учеными Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ.
В 1963 году выездную олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. Олимпиады МФТИ и МГУ были физико-математические. С 1964 года начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Координацию их проведения взяло на себя Министерство просвещения РСФСР. Эти олимпиады получили название Всероссийских физико-математических олимпиад. На их заключительные туры приглашались также команды всех союзных республик.
Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов XX в. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1992 году на базе Московского физико-технического института (г.Долгопрудный). По существу, это была уже Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.
Проблема гендерного разделения участников олимпиад
Длительное время в сборные по математике, информатике и физике не входили девушки. Впервые в состав сборной по физике вошла девушка Ксения Соловьева в 2007 году, которая завоевала золотую медаль.
Завоевать золотую медаль на международной физической олимпиаде школьников удалось девушке, первой из представительниц прекрасного пола включенной в состав российской команды.
…Самолет опоздал, да и что-то случилось с багажом, но почти двухчасовая задержка не смогла испортить настроения: российская команда школьников, принимавшая участие в 38-й международной физической олимпиаде, вышла в сектор для встречающих при полном параде и с медалями. Набрав 250 баллов, наша команда в неофициальном командном зачете заняла третье место, пропустив вперед Китай и Южную Корею, получив три золотых и одну серебряную медаль.
Физика, принято считать, дело мужское. Однако впервые за всю историю участия СССР и России в олимпиадах по физике в состав нашей команды была включена девушка – Ксения Соловьева из Перми, выпускница 146-й школы с углубленным изучением математики, физики и информатики. Станислав Козел, научный руководитель команды, профессор кафедры общей физики Московского физико-технологического института (государственного университета), не скрывает радости: «Мы решили рискнуть. У нас никогда не было девочки в команде, и мы решили взять ее для пробы. И не ошиблись!»
Расчет «тренеров», занимавшихся научной подготовкой команды, оправдался – задания показались пермячке не трудными, и она с ними достойно справилась.
Немалую нагрузку пришлось выдержать команде: только задание олимпиады было на 20 листах! Требовались сосредоточенность, вдумчивость, усидчивость и выносливость – теоретический тур, включающий три задачи, решался участниками не менее чем за пять часов. Столько же отводилось времени на экспериментальный тур.
Отвечая на вопрос, изменилось ли представление об ученом-физике как герое своего времени, особенно в связи с приходом в физику женщин, Станислав Козел признал: фильм «Девять дней одного года» вряд ли сегодня справедлив по отношению к тем, кто развивает физическую науку. Они уже не чудаки, увлеченные своей научной работой, формулами и экспериментами на синхрофазатронах, а нормальные люди, которым ничто человеческое не чуждо. А каким будет физик будущего? Чтобы ответить на этот вопрос, он призвал хорошенько присмотреться к талантливым ребятам, победителям олимпиады по физике.

Воспитание талантов требует внимания и всесторонней поддержки
vserosplym
На сегодняшний день работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, ведь образование рассматривается в стратегической перспективе, как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится: «…Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят...». Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна и востребована для современного российского общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования, должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Талант не существует сам по себе вне конкретной деятельности человека, его формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Талант — это труд, вложенный ребенком, учителем и семьей. Поиск готовых талантов не решение проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать талант. А это в свою очередь, огромный труд педагога.
И конечно, необходимо признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов. В профессиональной деятельности поощрение играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду. Рассмотрим яркие примеры поощрения учителей, воспитывающих талантливых детей, на государственном, федеральном и муниципальном уровнях.
1.  Государственный уровень
О победителях конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России

Есть конкурс, к победе в котором учитель идёт не один год. В числе самых престижных и почётных – конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями России.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации с 2006 года осуществляет финансовую поддержку лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности педагогов, развитие их творческого и профессионального потенциала.
Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. №117, одной тысяче лучших учителей страны ежегодно выплачивается денежное поощрение в размере 200 000 рублей каждое.
Кто же может принять участие в конкурсе? На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
А вот количество денежных поощрений каждому субъекту Российской Федерации ежегодно определяется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.
Рассмотрим основные критерии конкурсного отбора лучших учителей. Это, во-первых, высокие результаты учебных достижений обучающихся (олимпиады всех уровней) при их позитивной динамике за последние три года.
Во-вторых, высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету и создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
В-третьих, обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Процедура проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериев отбора устанавливаются конкурсной комиссией, согласовываются с коллегиальным органом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения общественности.
Конкурсная комиссия на основании рейтинга формирует список победителей конкурса и направляет его на рассмотрение коллегиального органа. На основании представленных списков Министерство образования и науки Российской Федерации издает приказ об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. Победители конкурса награждаются почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации по приоритетному национальному проекту «Образование».
В конце лета этого года стали известны имена победителей конкурса лучших учителей 2014 года. 15 августа 2014 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1012 «О победителях конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями». 1000 учителей в канун Дня учителя получили заслуженные поощрения.
Победитель конкурса Марина Шарабарина – учитель начальных классов гимназии № 11 (Алтайский край, город Бийск). Её уроки напоминают увлекательное путешествие в неизведанные миры, а помогают в этом Марине Валентиновне компьютерные технологии.
– Искать мотив радости в процессе обучения – главная задача учителя, – говорит Марина Валентиновна. – Больше 18 лет работаю учителем, и мне всё так же нравится восхищение ребят, они всегда ждут от меня что-то новое. Я не имею права их разочаровывать. Сделать любой урок увлекательной игрой сложно, но награда – улыбки ребят, блеск их глаз.
Участие в работе клуба «Я – исследователь», руководит которым Марина Валентиновна, позволяет ребятам раскрыть их таланты.

2.  Федеральный уровень
На поощрение победителей олимпиад и их учителей из бюджета Казани выделено 10 млн.рублей

4 марта 2014 года в столичной Ратуше прошла церемония награждения победителей конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель года города Казани - 2014». В мероприятии приняли участие Мэр Казани Ильсур Метшин, заместитель премьер-министра РТ, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, лучшие учителя Казани. Победителям и лауреатам конкурса вручили дипломы и премии. Абсолютному победителю было присвоено звание «Лучший учитель года города Казани-2014» и вручена премия в размере 100 тыс.рублей.
В завершающемся, 2013 учебном году победителями и призерами регионального этапа всероссийских олимпиад стали 247 школьников города Казани. Их них 41 ученик, по предварительным данным, стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Благодаря поддержке Мэра, фонд для победителей и призеров олимпиад и учителей, их подготовивших, увеличен в 2 раза. На эти цели из бюджета города выделено 10 млн.руб.
Система муниципальных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных охватывает детей с раннего школьного возраста и обеспечивает их непрерывное развитие.
Большую популярность завоевали: конкурс проектов для 2-4 классов «Юный исследователь», городская открытая олимпиада «Умка» для учащихся 1- 4 классов, «Всезнайка» — для учащихся 5-9 классов, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», турнир юных биологов. Помимо этого, Городским центром творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей Казани был дан старт городскому историко-правовому турниру, а также Республиканскому конкурсу портфолио «Одаренные дети Казани и Татарстана».
В целях повышения интереса учащихся к изучению математики были проведены открытая математическая олимпиада для учащихся 2-6 классов, турнир им. Н.И.Лобачевского среди учащихся 5-7 классов, городская открытая олимпиада «Интеллектуальный марафон» для учащихся 6-9 классов, городской турнир «Математические бои» для учащихся 7-11 классов. Команда школьников Казани стала призером традиционно проводящегося Международного математического турнира среди старшеклассников «Кубок памяти А.Н.Колмогорова».
По итогам XV Республиканской математической олимпиады среди школьников 6-х классов дипломом победителя был награжден ученик лицея им. Н.И.Лобачевского Сахабиев Асхат, дипломом III степени — Халилов Адель. Успешно выступили в IV международном турнире по программированию учащиеся лицея им.Н.И.Лобачевского — Голованов Александр, Хисматуллин Тимур завоевали две медали: серебряную и бронзовую.
Школьники гимназии №36, 94, СОШ №72 отмечены Международными сертификатами по немецкому языку Немецкого культурного центра им.Гете.
Достижения казанских учеников отмечены и на Всероссийском уровне: дипломами I степени VII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи отмечена команда школьников лицея №5 Вахитовского района Казани, татарской гимназии №1, дипломами II степени — команда КШИ.
Высоких достижений в этом году добились и учителя. Грантами республиканских проектов «Наш новый учитель» награждены 156 педагогов, «Наш лучший учитель» — 354 педагога, «Учитель-исследователь» — 21 человек, «Наш лучший директор» — 14 руководителей, «Лучший педагог в области ИКТ» — 68 человек. 16 учителей английского языка школ получили возможность пройти стажировку в Великобритании и в США в рамках президентской программы «Алгарыш».
На протяжении последних пяти лет учителя Казани становятся победителями Республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан».

3.  Муниципальный уровень
Проект «Малая Нобелевская премия» с.Кандры - платформа для будущих побед в престижных олимпиадах школьников

С 1 сентября 2013 года в с.Кандры стартовал уникальный социальный проект «Малая Нобелевская премия» с.Кандры, которая предназначена для общественной и финансовой поддержки учителей и детей общеобразовательных учреждений сельского поселения Кандринский сельсовет, достигших наибольших успехов в овладении знаниями, в исследовательской, творческой и спортивной деятельности.
Задачами Премии являются:
поддержка творчески и социально активных детей и педагогов школ с. Кандры;
привлечение внимания широкой общественности к личности учителя и ученика, к общеобразовательной школе, к дополнительному образованию;
формирование и продвижение традиций поддержки талантливой молодежи в предпринимательской среде с. Кандры.
Премия строится на принципах открытости, прозрачности и доступности. У Премии нет других приоритетов, кроме равенства возможностей всех участников.
Пусть не так быстро, как того бы хотелось, но меценатов, готовых вкладываться в дело воспитания образованного и всесторонне развитого молодого поколения, становится всё больше. Вот и в Кандрах они решили не размениваться, а взяли и учредили... собственную «нобелевскую премию» для одаренных подростков.
Правда, чтобы не вводить в замешательство ученых из одноименного норвежского комитета, назвать её решили малой. Но присуждается она вполне по-взрослому: сначала здесь отобрали работы 87 молодых кандринцев - учеников 6-11 классов, а затем по совокупности их успеваемости и побед в различных конкурсах и олимпиадах выбрали лучших из лучших.
Организаторами и учредителями премии стали известные выходцы из Кандров: Генеральный директор ООО "НЕФТЕГАЗ" Рифат Утяшев, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, директор центра надежности и безопасности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов и энергосбережения ГУП "ИПТЭР" Марат Султанов. А также, доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации, заведующий отделением Республиканского клинического онкологического диспансера Василий Пушкарев, и «доброволец со стороны» - Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Фидан Гафаров. Они же и вошли в состав Большого Жюри, которое оценивало работы финалистов.
Премии присуждаются в шести номинациях: за достижения в изучении точных, естественных наук, языкознания, обществознания, за творческие, спортивные достижения. При этом оцениваются труды не только молодых кандринцев, но и учащихся из сёл Первомайское, Ермухаметово, Кандры-Кутуй, а также воспитанников местных Дома школьников, филиалов ДЮСШ и музыкальной школы.
Торжественная церемония награждения проходила с многочисленными поздравлениями и финальным фейерверком. Недаром один из гостей торжества - заместитель директора республиканского учебно-научного методического центра Министерства образования РБ Миндибай Юлмухаметов подчеркнул: «В истории республики были случаи, когда отдельные лица учреждали именные стипендии. Но чтобы «Нобелевскую премию», да еще вручаемую с такой торжественностью и в отдельно взятом селе - такого у нас еще не было».
По мнению всех участников мероприятия, главное теперь - чтобы такие премии вручались ежегодно. Став отличным стимулом для юных сельчан, «нобелевка» позволила также воздать должное и тем, кто нередко остается в тени своих воспитанников - учителей, тренеров, художественных руководителей...
Ни одна работа не осталась без внимания - все соискатели были отмечены памятными дипломами, сувенирами. А 11 человек - еще и денежными сертификатами на пять тысяч рублей.
Церемония закрытия мероприятия была не только торжественной, но и немного грустной. Его участники долго не уходили из зала: общались друг с другом, делали фото на память. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-то из этих молодых кандринцев станет лауреатом настоящей Нобелевской Премии. Судя по представленным работам, им это вполне под силу.
Учредитель «Малой Нобелевской Премии с. Кандры», председатель Большого Жюри - Рифат Рифович Утяшев сказал:
- Идея выявить и оказать посильную поддержку талантливым ребятам с нашей малой родины у меня и моих друзей-земляков родилась сравнительно недавно. В результате в нынешнем году мы разработали Положение о Премии, утвердили его в Министерстве образования Республики и осенью нынешнего года воплотили в жизнь. Работы номинантов рассматривались несколько месяцев. Но интригу мы постарались сохранить до конца - имена победителей были озвучены только на торжественной церемонии награждения. Надеюсь, у нас всё получилось. Ну а те, кто не стал победителем в этот раз, имеют все шансы взять реванш в следующем году. И еще. Мы не собираемся упускать из виду наиболее одаренных детей. Вполне возможно, что через несколько лет, после учебы в вузах, они придут в те сферы, где трудятся члены Жюри. Нам будет интересно поработать вместе с ними.
10 ноября 2014 г. проведено совещание Регламентной комиссии по подведению итогов I этапа «Малой Нобелевской Премии с. Кандры» - 2014. Регламентной комиссией Премии принято 110 заявок от Претендентов в шести номинациях и двух возрастных группах. По итогам совещания выбрано 54 ученика, которые со своими педагогами выходят во II этап Премии. Пожелаем ребятам и учителям побед в наступающем 2015 году.
4. Перспективы
Встреча-диалог с Дмитрием Ливановым 27-го октября 2014 года
Как улучшить подготовку талантливых российских школьников, выступающих на международных аренах? Об этом и многом другом говорили гости министра образования и науки Дмитрия Ливанова – ребята, которые в этом, 2014 году, сумели выбраться на призовые места на почетных международных олимпиадах, а также их наставники. По словам министра, каждая медаль российского школьника, привезенная с любой международной олимпиады, по значимости для общества вполне достойна сравнения с завоеваниями спортивных сборных государства.
В Министерстве поддерживают идею создать лагерь для общего сбора победителей таких олимпиад, где можно было бы поговорить, отдохнуть и развиваться интеллектуально в близкой по духу среде. Кроме того, в ведомстве подумают, как поощрять учителей, которые подарили стране победителей олимпиад такого уровня.

Траектория образования
vserosplym
Школьное образование является основополагающим фактором при выборе профессии. Иногда увлечение тем или иным предметом в альма-матер может стать осознанным выбором на всю жизнь. Так произошло и в жизни старшего преподавателя химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Ильи Глебова, который не только является умнейшим химиком России, но и готовит школьников к международным олимпиадам. Как увлечение химией в школе стало делом всей жизни, мы спросили его самого.

Илья Олегович, расскажите о своей учебе в школе. Какой предмет вам нравился больше всего? Почему выбрали школу с углубленным изучением английского языка?

- Да, я действительно учился в школе с углубленным изучением английского языка, но говорить тут о моем осознанном выборе вряд ли приходится. В семь лет ребенок самостоятельно выбрать школу не может. Некоторые люди и в 17 лет выбор дальнейшей профессии перекладывают на родителей. Основная мотивация в выборе родителями школы была в необходимости знания языка. Разумеется, в современном мире, общение с иностранными коллегами и чтение литературы на иностранном языке необходимо во многих профессиях. Способности к точным наукам  (точнее математике) у меня проявились приблизительно в третьем классе. И до 8-го класса я видел себя математиком, читал много по математике вне школьной программы: математические энциклопедии, научно-популярные вещи, задачники из серии «Занимательная математика», была подшивка журнала «Квант» годов 70-х (что-то про элементарные частицы), дедушкин ВУЗовский учебник как-то попался в руки.

Почему заинтересовались именно химией? Ваш учитель мотивировал вас изучать этот предмет?
- Основная заслуга в моем приходе в химию конечно принадлежит моему школьному учителю  Коркиной Раисе Андреевне. Это замечательный педагог, воспитавшая большое количество победителей и призеров Всероссийских олимпиад по химии. Нисколько не кривя душой, могу сказать, что на весь Алтайский край, это единственный учитель такого уровня. Присматриваться к школьникам в поиске будущих олимпийцев она начинала еще в 5-м классе на уроках природоведения. Те, кто по ее мнению, могли  что-то достичь в олимпиадах приходил на кружок – «в так называемую воскресную школу», иногда к ней домой. Мы решали задачи, она нам давала учебники, как потом выяснилось, далеко выходящие за рамки школьной программы.
Принимали ли вы участие во Всероссийских или Международных олимпиадах? Каковы результаты?
- Мое серьезное участие в олимпиадах началось в 9-м классе, тогда по результатам районных олимпиад я мог бы участвовать в олимпиаде по химии, математике и физике, но они были в одно время. И, разумеется, я выбрал химию, что тоже было благодаря Раисе Андреевне. При той подготовке, которую она давала, выиграть краевую олимпиаду можно было, как говорят в спорте, на классе. Потом был первый диплом  4-го этапа Всероссийской олимпиады – так называемая зональной олимпиады (в моем случае по Сибири и Дальнему Востоку), которая была в последствии переименована в Федерально-окружную, а потом отменена. Затем был диплом второй степени на финальном этапе Всероссийской олимпиады. Тогда ко мне начало приходить понимание того, что не все будет настолько гладко и я не единственный человек, который способен достигать успехов в олимпиадах – проще говоря, не самый умный человек в этом мире. И конечно, для молодого амбициозного человека, это был вызов. Я получил одно из последних мест, позволяющих пройти на сборы – подготовительный тур для участия в международной олимпиаде. А далее уже началась, именно в хорошем смысле это слова, спортивная борьба. Каждый следующий шаг к более высоким местам давался с большим трудом , и 10-й класс был по большому счету повторением 9-го. На уровень первого диплома (хотя не первого места) Всероссийской олимпиады я вышел только в 11-м классе. Сразу после этого была золотая медаль Менделеевской олимпиады (бывшая Всесоюзная олимпиада, сейчас это олимпиада стран СНГ, Балтии и немного восточной Европы), и попадание в команду на международную олимпиаду с 4-го места. И там я снова уперся в некий потолок – бронзовая медаль, и, наверно, худшее из выступлений Российских школьников за ближайшие несколько лет. Уровень сборной России тогда (как и сейчас) был золото-серебро с перевесом в сторону золота и иногда бронза. И вот эта бронза была моей. Был бы в запасе еще 12-й класс и я поехал бы еще на одну Международную олимпиаду за золотом,. Но эти выводы мне пригодились только через 6 лет когда я стал тренировать команду России.
Как поступили в ВУЗ? Чем была примечательна студенческая жизнь и обучение в ВУЗе?
- Участие в олимпиадах позволило мне поступить на химический факультет МГУ без экзаменов. Я наверно удивлю Вас, сказав, что даже диплом первой степени Всероссийской олимпиады не давал автоматического поступления  в МГУ, это появилось где-то через два года. Поступление без экзаменов мне дала «Всесоюзная олимпиада» - Менделеевская. И тут я вам скажу еще более странную вещь, сегодняшние победители Менделеевской олимпиады из Беларуси и Казахстана вынуждены писать вступительные экзамены: такой «подарок» нам в этом году преподнес РСОШ – Российский союз олимпиад школьников, курирующий все вступительные льготы по олимпиадам через систему уровней олимпиад, к счастью кроме Всероссийской. Учеба в ВУЗе это отдельная история и рассказывать тут можно долго. Для меня это был очередной вызов: с первого курса я распределился в самую сильную спецгруппу – физико-математическую. Для многих победителей и даже призеров олимпиад программа по химии первых курсов известна процентов на 80-90, что снижает их мотивацию – мышление привыкло решать новые задачи, поэтому я, как и многие олимпиадники, столкнулся с проблемой некого застоя. Но выход из нее нашелся довольно просто – и второе не надо относиться к учебной программе формально, и если вы видите, что данное вам задание решается сильно легко, то нужно решать более сложные задачи. И тут помогает распределение в группы с более сложной программой и работа в лабораториях. Это я бы сформулировал как совет ребятам – когда вы приходите в лабораторию, то делайте это не ради курсовой работы, начинайте заниматься именно наукой, ищите коллектив, в котором вам будет интересно решать поставленные перед вами задачи. Окончательно я это понял на курсе третьем, когда пришел в лабораторию молекулярной спектроскопии, в научную группу Еремина Вадима Владимировича. В это же группе я работаю и до сих пор.

Кого вы считаете своим наставником и учителем?
Конечно на формирование личности человека, оказывает влияние много людей, и начинается процесс еще дома, родителями, в глубоком детстве, все дальнейшее уже ложится на эту почву. Если понимать Ваш вопрос в контексте олимпиадного и профессионального роста, то я бы выделил двух людей – Раиса Андреевна Коркина (мой школьный учитель химии) и Вадим Владимирович Еремин – руководитель подготовки к Международным олимпиадам, а позже научный руководитель.
Когда начали заниматься подготовкой школьников к олимпиадам?
- Серьезно подготовкой к олимпиадам я начал заниматься в 2007 году, хотя и до этого был причастен к организации подготовительных сборов. Я бы сказал, что это задумка В.В. Еремина построить непрерывную систему подготовки к олимпиадам, когда бывшие олимпиадники готовят будущих. Тогда эта система еще запускалась, а сейчас она работает в полную силу -  бывшие победители и призеры олимпиад на младших курсах работаю со школьниками, приезжающими на подготовительные сборы, как «пионервожатые». Потом уже начинают проводить с ними занятия – читать лекции, писать контрольные задачи для отборочных соревнований. Эта система помогает младшим коллегам получать опыт, который заработали старшие товарищи, и приходить на олимпиады более подготовленными. Во-вторых старшие получают дополнительные стимулы к развитию, уже в качестве учителей, а это важный вопрос мотивации их на продолжение саморазвития. И в рамках этой системы я начал работать с ребятами, потихоньку на меня перешли некоторые организационные функции. За пару лет я стал, так скажем, заместителем руководителя по организационным вопросам, а потом Вадим Владимирович передал мне общее руководство подготовкой команды. По времени это совпало с проведением в Москве МХО в 2013 году, где он был председателем научного комитета. Думаю, что к этому моменту он и планировал вывести меня на уровень самостоятельного руководства.
Какой главный совет вы даете своим ученикам?
- Основной совет ребятам – не терять интереса к тому, что они делают, ведь олимпиады им оставляют огромный опыт и огромный багаж знаний. Это все нужно развивать, совершенствовать и применять. Тут нужно понимание, что в дальнейшей жизни цели будут не столь прямолинейными как участие в олимпиаде, а показатель их успеха будет измеряться не количеством баллов и степенью диплома, а уже совсем другими критериями. Но главное, чтобы та тяга наверх у ребят оставалась.
- Спасибо за беседу.
Факты из жизни Ильи Олеговича Глебова:
В 2002 году поступил без экзаменов на химический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, который закончил в 2007 году с красным дипломом и продолжил свое обучение в аспирантуре. В 2010 году защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук.
В 2007 году был участником организации Международной олимпиады по химии в Москве. С 2009 года ответственный секретарь Международной Менделеевской олимпиады.
С 2008 года начал заниматься подготовкой команды России к Международной олимпиаде, сначала как один из преподавателей и заместитель руководителя по орг.вопросам, с 2013 года как руководитель команды.
За период с 2008-го по 2014 год команда России показала следующие результаты:
-2008 год г. Будапешт, Венгрия, 4 золотых медали;
-2009 год г. Оксфорд, Великобритания, 3 золотых и 1 серебряная медаль;
-2010 год г. Токио, Япония, 1 золотая и 2 серебряных и 1 бронзовая медаль;
-2011 год г. Анкара, Турция, 3 золотых и 1 серебряная медаль;
-2012 год г. Вашингтон, США, 3 золотых и 1 серебряная медаль;
-2013 год г. Москва, Россия, 2 золотых и 2 серебряных медаль;
-2014 год г. Ханой, Вьетнам, 3 золотых и 1 серебряная медаль;

Будьте внимательными!!!
vserosplym
Рособрзнадзор запретил 11 российским вузам принимать абитуриентов. Причина — в неисполнении учебными заведениями предписаний ведомства, выданных по результатам проверок. В чёрный список вошли и два московских вуза. Это Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) и Европейский институт JUSTO.

Остальные девять — это Армавирский социально-психологический институт, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Дагестанская академия образования и культуры, Дагестанский государственный педагогический университет, Ивановский государственный университет, Институт «Юждаг», Национальный институт недвижимости и инвестиций, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) и Уральский государственный педагогический университет.