vserosplym (vserosplym) wrote,
vserosplym
vserosplym

ОЛИМПИЙСКИЙ ЗАБЕГ

Все современные ученые единодушны в том, что бесталанных людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Однако часто педагоги формируют профессиональное мнение, выделяя одних учащихся как «способных» и «одаренных», а других считая «середняками». По мнению ученых способности не сводятся к имеющимся у ученика знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности, упорядочивающими возможность их приобретения. Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту. Такой подход является неправильным, цель педагогической деятельности Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы выявить способности и таланты каждого ученика и сделать все возможное для их развития.
Известно, что для успеха усвоения любой деятельности важно наличие нескольких факторов:
 грамотное целеполагание;
обязательное планирование деятельности;
регулярность деятельности;
создание ситуации успеха;
наличие обратной связи для оценки эффективности деятельности;
анализ достигнутых результатов;
коррекция целей и задач.
Не исключением является и работа по развитию потенциала одаренных детей. Приступая к такому роду деятельности, педагог должен сформулировать цель работы, поставить задачи и спланировать деятельность на определенный временной период, в течение которого можно будет получить первые убедительные результаты, создающие ситуацию успеха как для учащихся, так и для самого учителя.
Современное российское общество предъявляет высокие требования к интеллектуальному развитию своих граждан. В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку воспитанников.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью выявления, поддержки, развития одарённых детей, оказания им квалифицированной помощи в расширении, углублении и систематизации рациональных методов. Формирование творческих способностей и интеллектуальной активности с целью совершенствования у детей познавательных процессов, обучение детей логическим операциям, развития мышления и воображения для активизации познавательной деятельности и раскрытие интеллектуального потенциала воспитанников должно происходить не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Методы обучения должны быть разнообразны и сочетать эвристические, творческие и репродуктивные. Этому может служить проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития. Поэтому работа с одаренными детьми должна носить ненавязчивый, косвенный и перспективный характер.
В самом начале статьи мы условились считать талантливыми всех учащихся (и педагогов J). Значит, первое, с чего следует начать развитие потенциала – дать возможность детям выбрать интересующее их направление деятельности, а педагогам – помочь сделать этот непростой выбор. Разумеется, такой выбор в течение времени может быть не один и не два раза изменен. Безусловно, он и сразу может быть не единственным. Любой человек должен иметь право на свободу выбора в любой момент времени. В то же время наша задача – привить учащимся привычку и вкус к постоянной целенаправленной работе, ибо только упорный и регулярный труд дает ожидаемый результат.
Одним из залогов успеха деятельности по развитию потенциала одаренных детей является начало развивающей работы с ними в наиболее раннем школьном детстве. Существуют разные способы для привлечения школьников младших классов к развитию творческих способностей:
участие в викторинах, интеллектуальных конкурсах, соревнованиях;
выполнение творческих работ (сочинение стихов, рассказов, сказок, написание картин и др.);
участие в предметных олимпиадах;
чтение занимательных популярных книг по разным направлениям;
участие в проектных и исследовательских конференциях старшеклассников;
изучение проектных и исследовательских методов работы и др.
Формирование творческой личности, начатое еще в дошкольном возрасте, активно продолжается в школе.  Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Развитие творческого подхода к любому виду деятельности – одна из важнейших задач воспитания младших школьников. Одаренность в этом возрасте можно рассматривать как потенциал психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности с учетом специфики одаренности в различные периоды детства. Развитие одаренных детей надо связывать с задачами их обучения и воспитания с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Признаками одаренности у школьников могут быть:
устойчивая увлеченность какой – либо деятельностью;
длительное внимание на определенном действии или предмете, умение быстро переключаться и включаться в деятельность;
потребность в импровизации, попытка внести что-то новое в решение творческих задач;
более развитое внимание и восприятие;
исследовательская активность, широкий спектр интересов;
В процессе развития потенциала одаренных детей важно уделять внимание развитию творческого потенциала детей способом формирования у них креативного мышления. Развитие нестандартного мышления может происходить через сочинительскую деятельность, развивающие подвижные игры. Такой вид деятельности делает возможным освобождение природы ребенка и с большей вероятностью позволяет рассмотреть скрытую одаренность.
Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, уверенных, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Важнейшей стороной развития потенциала одаренных детей является преемственность в этом виде деятельности между младшими школьниками, школьниками средних и старших классов и студентами. Регулярность участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных фестивалях, соревнованиях и конкурсах различного уровня, обмен опытом между разновозрастными участниками создает благоприятную среду для развития способностей и формирования вкуса к интеллектуальной деятельности.
Для подростков, приученных в начальных классах школы к постоянному интеллектуальному труду, основной формой развития способностей является участие в олимпиадном движении. При организации подготовки учеников к участию в предметных олимпиадах надо не забывать о такой психологической особенности подростков, как интерес к частой смене видов и форм деятельности, желании все попробовать «на вкус». Эту склонность к постоянным переменам можно продуктивно и эффективно использовать, не ограничивая ребят в выборе.
Для школьников с пятого по одиннадцатый класс главной олимпиадой, безусловно, является Всероссийская олимпиада школьников, и подготовка к ней учеников должна быть базой развития потенциала одаренных учащихся. Система подготовки, начинаясь на уровне образовательной организации, должна органично распространяться на муниципальный и региональный уровни. Деятельность по подготовке одаренных учащихся к участию в предметных олимпиадах даст результат только в случае системности, регулярности, использования всех кадровых и интеллектуальных ресурсов. Такая работа, начавшись в школе на уроке, должна продолжаться на занятиях предметного кружка, специального, факультативного или элективного курса,  в профильной смене загородного лагеря. Только такой системный подход, накопление, распространение, совершенствование и использование опыта даст эффективные результаты по развитию потенциала одаренных учащихся.
 При организации работы с талантливыми детьми не надо забывать и о других видах предметных олимпиад. Ежегодно на территории Российской Федерации проводится множество заочных дистанционных и очных интеллектуальных соревнований, участие в которых делает школьников грамотнее, опытнее, прививает привычку к самостоятельному интеллектуальному поиску.
Ежегодно Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает приказом Список олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении на профильные специальности в образовательные организации высшего профессионального образования. Как правило, такие олимпиады проводятся в несколько этапов – один-два заочных отборочных и заключительный очный. Кроме того для наибольшей эффективности  и наилучшей результативности возможность участия в олимпиадах, проводимых образовательными организациями высшего профессионального образования, предусмотрена для школьников 7-11, 8-11 или 9-11 классов, что дает возможность школьникам тренировать свои интеллектуальные способности в течение ряда лет.  Участие в таком олимпийском забеге выгодно сказывается на развитии способностей и талантов ученика, поддерживает профессиональный уровень педагога-наставника и дает возможность вузам принять на обучение заинтересованных и интеллектуально развитых студентов.
Олимпиадный марафон при грамотной организации дает отличные результаты в развитии потенциала одаренных детей. Оптимально, если в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников примут участие от 90 до 100% учеников общеобразовательной организации. Это даст возможность ребятам проверить свои силы, определить склонности и почувствовать значимость интеллектуальных усилий. Участие в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников определяется квотами участников, однако школьники, не вошедшие в эту квоту, но почувствовавшие интерес к творческой деятельности, имеют широкие возможности по участию в других соревнованиях.
Не следует забывать и о других формах работы по развитию потенциала одаренных детей. Такими формами являются, например, конкурсы учебных проектов или научно-практические конференции школьников и студентов. Являясь принципиально иными формами работы с одаренными учащимися по сравнению с олимпиадами школьников, они не менее эффективны и даже имеют ряд преимуществ.
Например, при организации научных конференций, как правило, положением предусмотрены выступления и доклады разновозрастных участников. Это дает возможность младшим по возрасту участникам набраться интеллектуального и поведенческого опыта, а старшим – получить благодарную аудиторию и почувствовать свою значимость и успешность. Во время дискуссий формируются и развиваются искусство вести научный диалог, культура научного взаимодействия. Наиболее эффективными формами такого взаимодействия являются совместные научно-практические конференции студентов и школьников.
Школьный возраст – период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности -потенциал- для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные).
Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, освоение программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, слетах, летних (зимних) школах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений обучающихся.
Интересной эффективной формой одновременного развития разновозрастных учащихся является организация интеллектуальных конкурсов и олимпиад старшими учениками и студентами для младших. При этом под организацией понимаются не только технические мероприятия по обустройству действа, но и составление олимпиадных заданий, разработка критериев их оценивания и проверка. Такой прием является очень эффективным, и вызывает живой интерес и активность у всех его участников.
При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей - своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции, сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в образовательной организации будет создана система выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Учебная деятельность учащихся должна осуществляться на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.).  Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения для одаренных учащихся предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых талантливый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
 Ведущими в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Жизнеспособность системы работы по развитию потенциала одаренных детей на всех этапах образования: младшая школа – школа – вуз должна  подтверждаться наличием победителей и призеров предметных и развивающих олимпиад различных уровней, призеров конкурсов учебных и творческих проектов, участников научно-исследовательских конференций, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Благодаря системной и планомерной работе одаренные дети должны стать успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь, приносящими пользу и славу своей стране.
Они должны демонстрировать готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и самоформированию, что является необходимостью для человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.
Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным испытанием в профессиональном, личностном и духовно- нравственном отношениях. Это – олимпийский забег на длинную дистанцию, забег для всех участников непростой. В случае успеха он принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - отрицательные. Но в любом случае этот забег дает возможность пережить "точку роста", продвижения на пути профессионального и личностного становления.

 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments