vserosplym (vserosplym) wrote,
vserosplym
vserosplym

Воспитание талантов требует внимания и всесторонней поддержки

На сегодняшний день работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, ведь образование рассматривается в стратегической перспективе, как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится: «…Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят...». Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна и востребована для современного российского общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования, должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Талант не существует сам по себе вне конкретной деятельности человека, его формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Талант — это труд, вложенный ребенком, учителем и семьей. Поиск готовых талантов не решение проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать талант. А это в свою очередь, огромный труд педагога.
И конечно, необходимо признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов. В профессиональной деятельности поощрение играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду. Рассмотрим яркие примеры поощрения учителей, воспитывающих талантливых детей, на государственном, федеральном и муниципальном уровнях.
1.  Государственный уровень
О победителях конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России

Есть конкурс, к победе в котором учитель идёт не один год. В числе самых престижных и почётных – конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями России.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации с 2006 года осуществляет финансовую поддержку лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности педагогов, развитие их творческого и профессионального потенциала.
Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. №117, одной тысяче лучших учителей страны ежегодно выплачивается денежное поощрение в размере 200 000 рублей каждое.
Кто же может принять участие в конкурсе? На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
А вот количество денежных поощрений каждому субъекту Российской Федерации ежегодно определяется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.
Рассмотрим основные критерии конкурсного отбора лучших учителей. Это, во-первых, высокие результаты учебных достижений обучающихся (олимпиады всех уровней) при их позитивной динамике за последние три года.
Во-вторых, высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету и создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
В-третьих, обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Процедура проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериев отбора устанавливаются конкурсной комиссией, согласовываются с коллегиальным органом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения общественности.
Конкурсная комиссия на основании рейтинга формирует список победителей конкурса и направляет его на рассмотрение коллегиального органа. На основании представленных списков Министерство образования и науки Российской Федерации издает приказ об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. Победители конкурса награждаются почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации по приоритетному национальному проекту «Образование».
В конце лета этого года стали известны имена победителей конкурса лучших учителей 2014 года. 15 августа 2014 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1012 «О победителях конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями». 1000 учителей в канун Дня учителя получили заслуженные поощрения.
Победитель конкурса Марина Шарабарина – учитель начальных классов гимназии № 11 (Алтайский край, город Бийск). Её уроки напоминают увлекательное путешествие в неизведанные миры, а помогают в этом Марине Валентиновне компьютерные технологии.
– Искать мотив радости в процессе обучения – главная задача учителя, – говорит Марина Валентиновна. – Больше 18 лет работаю учителем, и мне всё так же нравится восхищение ребят, они всегда ждут от меня что-то новое. Я не имею права их разочаровывать. Сделать любой урок увлекательной игрой сложно, но награда – улыбки ребят, блеск их глаз.
Участие в работе клуба «Я – исследователь», руководит которым Марина Валентиновна, позволяет ребятам раскрыть их таланты.

2.  Федеральный уровень
На поощрение победителей олимпиад и их учителей из бюджета Казани выделено 10 млн.рублей

4 марта 2014 года в столичной Ратуше прошла церемония награждения победителей конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель года города Казани - 2014». В мероприятии приняли участие Мэр Казани Ильсур Метшин, заместитель премьер-министра РТ, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, лучшие учителя Казани. Победителям и лауреатам конкурса вручили дипломы и премии. Абсолютному победителю было присвоено звание «Лучший учитель года города Казани-2014» и вручена премия в размере 100 тыс.рублей.
В завершающемся, 2013 учебном году победителями и призерами регионального этапа всероссийских олимпиад стали 247 школьников города Казани. Их них 41 ученик, по предварительным данным, стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Благодаря поддержке Мэра, фонд для победителей и призеров олимпиад и учителей, их подготовивших, увеличен в 2 раза. На эти цели из бюджета города выделено 10 млн.руб.
Система муниципальных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных охватывает детей с раннего школьного возраста и обеспечивает их непрерывное развитие.
Большую популярность завоевали: конкурс проектов для 2-4 классов «Юный исследователь», городская открытая олимпиада «Умка» для учащихся 1- 4 классов, «Всезнайка» — для учащихся 5-9 классов, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», турнир юных биологов. Помимо этого, Городским центром творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей Казани был дан старт городскому историко-правовому турниру, а также Республиканскому конкурсу портфолио «Одаренные дети Казани и Татарстана».
В целях повышения интереса учащихся к изучению математики были проведены открытая математическая олимпиада для учащихся 2-6 классов, турнир им. Н.И.Лобачевского среди учащихся 5-7 классов, городская открытая олимпиада «Интеллектуальный марафон» для учащихся 6-9 классов, городской турнир «Математические бои» для учащихся 7-11 классов. Команда школьников Казани стала призером традиционно проводящегося Международного математического турнира среди старшеклассников «Кубок памяти А.Н.Колмогорова».
По итогам XV Республиканской математической олимпиады среди школьников 6-х классов дипломом победителя был награжден ученик лицея им. Н.И.Лобачевского Сахабиев Асхат, дипломом III степени — Халилов Адель. Успешно выступили в IV международном турнире по программированию учащиеся лицея им.Н.И.Лобачевского — Голованов Александр, Хисматуллин Тимур завоевали две медали: серебряную и бронзовую.
Школьники гимназии №36, 94, СОШ №72 отмечены Международными сертификатами по немецкому языку Немецкого культурного центра им.Гете.
Достижения казанских учеников отмечены и на Всероссийском уровне: дипломами I степени VII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи отмечена команда школьников лицея №5 Вахитовского района Казани, татарской гимназии №1, дипломами II степени — команда КШИ.
Высоких достижений в этом году добились и учителя. Грантами республиканских проектов «Наш новый учитель» награждены 156 педагогов, «Наш лучший учитель» — 354 педагога, «Учитель-исследователь» — 21 человек, «Наш лучший директор» — 14 руководителей, «Лучший педагог в области ИКТ» — 68 человек. 16 учителей английского языка школ получили возможность пройти стажировку в Великобритании и в США в рамках президентской программы «Алгарыш».
На протяжении последних пяти лет учителя Казани становятся победителями Республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан».

3.  Муниципальный уровень
Проект «Малая Нобелевская премия» с.Кандры - платформа для будущих побед в престижных олимпиадах школьников

С 1 сентября 2013 года в с.Кандры стартовал уникальный социальный проект «Малая Нобелевская премия» с.Кандры, которая предназначена для общественной и финансовой поддержки учителей и детей общеобразовательных учреждений сельского поселения Кандринский сельсовет, достигших наибольших успехов в овладении знаниями, в исследовательской, творческой и спортивной деятельности.
Задачами Премии являются:
поддержка творчески и социально активных детей и педагогов школ с. Кандры;
привлечение внимания широкой общественности к личности учителя и ученика, к общеобразовательной школе, к дополнительному образованию;
формирование и продвижение традиций поддержки талантливой молодежи в предпринимательской среде с. Кандры.
Премия строится на принципах открытости, прозрачности и доступности. У Премии нет других приоритетов, кроме равенства возможностей всех участников.
Пусть не так быстро, как того бы хотелось, но меценатов, готовых вкладываться в дело воспитания образованного и всесторонне развитого молодого поколения, становится всё больше. Вот и в Кандрах они решили не размениваться, а взяли и учредили... собственную «нобелевскую премию» для одаренных подростков.
Правда, чтобы не вводить в замешательство ученых из одноименного норвежского комитета, назвать её решили малой. Но присуждается она вполне по-взрослому: сначала здесь отобрали работы 87 молодых кандринцев - учеников 6-11 классов, а затем по совокупности их успеваемости и побед в различных конкурсах и олимпиадах выбрали лучших из лучших.
Организаторами и учредителями премии стали известные выходцы из Кандров: Генеральный директор ООО "НЕФТЕГАЗ" Рифат Утяшев, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, директор центра надежности и безопасности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов и энергосбережения ГУП "ИПТЭР" Марат Султанов. А также, доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации, заведующий отделением Республиканского клинического онкологического диспансера Василий Пушкарев, и «доброволец со стороны» - Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Фидан Гафаров. Они же и вошли в состав Большого Жюри, которое оценивало работы финалистов.
Премии присуждаются в шести номинациях: за достижения в изучении точных, естественных наук, языкознания, обществознания, за творческие, спортивные достижения. При этом оцениваются труды не только молодых кандринцев, но и учащихся из сёл Первомайское, Ермухаметово, Кандры-Кутуй, а также воспитанников местных Дома школьников, филиалов ДЮСШ и музыкальной школы.
Торжественная церемония награждения проходила с многочисленными поздравлениями и финальным фейерверком. Недаром один из гостей торжества - заместитель директора республиканского учебно-научного методического центра Министерства образования РБ Миндибай Юлмухаметов подчеркнул: «В истории республики были случаи, когда отдельные лица учреждали именные стипендии. Но чтобы «Нобелевскую премию», да еще вручаемую с такой торжественностью и в отдельно взятом селе - такого у нас еще не было».
По мнению всех участников мероприятия, главное теперь - чтобы такие премии вручались ежегодно. Став отличным стимулом для юных сельчан, «нобелевка» позволила также воздать должное и тем, кто нередко остается в тени своих воспитанников - учителей, тренеров, художественных руководителей...
Ни одна работа не осталась без внимания - все соискатели были отмечены памятными дипломами, сувенирами. А 11 человек - еще и денежными сертификатами на пять тысяч рублей.
Церемония закрытия мероприятия была не только торжественной, но и немного грустной. Его участники долго не уходили из зала: общались друг с другом, делали фото на память. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-то из этих молодых кандринцев станет лауреатом настоящей Нобелевской Премии. Судя по представленным работам, им это вполне под силу.
Учредитель «Малой Нобелевской Премии с. Кандры», председатель Большого Жюри - Рифат Рифович Утяшев сказал:
- Идея выявить и оказать посильную поддержку талантливым ребятам с нашей малой родины у меня и моих друзей-земляков родилась сравнительно недавно. В результате в нынешнем году мы разработали Положение о Премии, утвердили его в Министерстве образования Республики и осенью нынешнего года воплотили в жизнь. Работы номинантов рассматривались несколько месяцев. Но интригу мы постарались сохранить до конца - имена победителей были озвучены только на торжественной церемонии награждения. Надеюсь, у нас всё получилось. Ну а те, кто не стал победителем в этот раз, имеют все шансы взять реванш в следующем году. И еще. Мы не собираемся упускать из виду наиболее одаренных детей. Вполне возможно, что через несколько лет, после учебы в вузах, они придут в те сферы, где трудятся члены Жюри. Нам будет интересно поработать вместе с ними.
10 ноября 2014 г. проведено совещание Регламентной комиссии по подведению итогов I этапа «Малой Нобелевской Премии с. Кандры» - 2014. Регламентной комиссией Премии принято 110 заявок от Претендентов в шести номинациях и двух возрастных группах. По итогам совещания выбрано 54 ученика, которые со своими педагогами выходят во II этап Премии. Пожелаем ребятам и учителям побед в наступающем 2015 году.
4. Перспективы
Встреча-диалог с Дмитрием Ливановым 27-го октября 2014 года
Как улучшить подготовку талантливых российских школьников, выступающих на международных аренах? Об этом и многом другом говорили гости министра образования и науки Дмитрия Ливанова – ребята, которые в этом, 2014 году, сумели выбраться на призовые места на почетных международных олимпиадах, а также их наставники. По словам министра, каждая медаль российского школьника, привезенная с любой международной олимпиады, по значимости для общества вполне достойна сравнения с завоеваниями спортивных сборных государства.
В Министерстве поддерживают идею создать лагерь для общего сбора победителей таких олимпиад, где можно было бы поговорить, отдохнуть и развиваться интеллектуально в близкой по духу среде. Кроме того, в ведомстве подумают, как поощрять учителей, которые подарили стране победителей олимпиад такого уровня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments