vserosplym (vserosplym) wrote,
vserosplym
vserosplym

Categories:

Интервью с руководителем сборной по математике Назаром Хангельдыевичем Агахановым.

Назар Агаханов:"Попасть в команду может практически любой талантливый школьник..."
Завершилась 55-я Международная математическая олимпиада, проходившая с 3 по 13 июля в г. Кейптаун (Южно-Африканская Республика), где сборная команда России завоевала 3 золотые и 3 серебряные медали, и набрав 191 балл заняла 4 место в неофициальном командном зачете, пропустив вперед Китай (201 балл), США (193 балла) и Тайвань (192 балла).
О том, каким образом происходит отбор в национальную сборную, что должны знать ребята, которые хотят участвовать в олимпиадном движении, перспективы лидерства России на математических международных соревнованиях мы обсудили с доцентом кафедры высшей математики Московского физико-технического института, руководителем Национальной российской сборной по математике Назаром Хангельдыевичем Агахановым.


В.В.: Добрый день, Назар Хангельдыевич. Скажите, как выступила сборная по математике на олимпиаде, которая сейчас проходила?
Н.Х.: Как вы знаете, Олимпиада проходила в Южной Африке, в Кейптауне. Несмотря на долгий и трудный перелет, наши школьники выступили успешно и показали в решении самых сложных задач олимпиады лучший результат среди всех команд-участников, а это более 100 стран.
Трое ребят получили золотые медали, трое были удостоены серебряных медалей. В общекомандном зачете команда заняла четвертое место. В этом году был шанс стать лучшими, после первого дня мы даже лидировали, но относительно неудачная неудача при решении всего одной задачи при высокой плотности результатов не позволила добиться победы.
111
В.В.: Каким образом происходит отбор в Национальную сборную, велика ли конкуренция и какими качествами должны обладать ребята, которые в дальнейшем представляют Россию на международных соревнованиях?
Н.Х.: Отбор школьников в Национальную сборную состоит из нескольких этапов.
Во-первых, на финале Всероссийской олимпиады мы отбираем группу примерно из 35 ребят, показавших лучшие результаты. Эти школьники приглашаются на летние сборы, где проходят углубленную математическую подготовку с последующим отбором самых сильных ребят.
Необходимость подобного рода подготовки определяется тем фактом, что формат заданий на российских олимпиадах отличается от международных. Например, наш стиль традиционно определяется как комбинаторно-геометрический, т.е. направленный на выявление креативных способностей ребят. На Международной олимпиаде стиль несколько иной, более технический, что обуславливает необходимость дополнительной подготовки наших школьников.
После летних сборов организуются зимние, на которых и проводится основной отбор – из группы примерно в 25 человек формируется команда из 12 школьников, являющихся кандидатами в Национальную сборную по математике.
Наконец шестерку самых талантливых ребят, которая поедет на международную олимпиаду, мы определяем из числа кандидатов по итогам Всероссийской олимпиады. Ну, а летом мы уже ведем 3-недельную подготовку к самой олимпиаде.
result1
В.В.: Хотелось бы остановиться на том, как проходит подготовка участников к математической олимпиаде во время сборов. Всем известно о серьезных физических нагрузках, через которые проходят спортсмены при подготовке к спортивным олимпиадам. Что должны знать ребята, которые хотят участвовать в олимпиадном движении, представлять Россию на международном уровне и иметь успешный опыт участия в таких соревнованиях?
Н.Х.: Прежде всего, хочу отметить, что попасть в Национальную сборную команду может практический любой талантливый школьник. При этом, конечно, важно, чтобы  рядом с ним был хороший наставник, который сумеет раскрыть его математические способности, талант.
В нашей стране разработана и успешно функционирует система работы с одаренными школьниками – различные летние математические лагеря, школы, турниры. В частности ежегодно проводятся кубок Колмогорова,  Южный математический турнир, проходящий в лагере «Орленок»,  и др.
Раньше занятия по подготовке сборной проводились в городах: на базе школ, университетов. Сегодня школьники – кандидаты в Национальную сборную проходят подготовку в загородном лагере, по той причине, что для занятий математикой, кроме доски и мела, ничего не нужно, а в условиях лагеря ребята получают еще и возможность полноценного отдыха. Занятия проводятся два раза в день: до и после обеда, а в вечернее время у ребят есть возможность активно заниматься спортом, или принять участие в  интеллектуальных играх, отдохнуть.
В.В.: Как Вы оцениваете выступление нашей команды в сравнении с другими командами? Хотелось бы проанализировать этот вопрос в историческом ракурсе, исходя из того, какие были у нас достижения и чем был славен этот год...
Н.Х.: После 1992 года наша Национальная сборная достаточно стабильно выступает в международных олимпиадах, практически всегда присутствует в тройке-пятерке лучших команд мира. Основную конкуренцию составляет национальная сборная Китая, которая традиционно, за исключением отдельных лет, становится победителем международных олимпиад.
В последние годы за места со 2-го по 4-ое боролись три страны: мы, США и Южная Корея. Интересно отметить, что, хотя в прошлом году Национальная сборная Кореи заняла первое место, в этом году она откатилась на 7-ое место. Вероятно, это связано с тем, что государство отказалось финансировать программу по подготовке сборной. Как я уже говорил, в этом году у нашей сборной  был шанс стать лучшими. Подобное достижение было у нас в 2007г., когда мы обошли китайцев, и в 1999 г., когда мы разделили с Китаем 1-ое место. А в целом результаты нашей сборной стабильны. Конечно, обидно было то, что граница золотых медалей в этом году была установлена в 29 баллов, а у нас двое школьников набрали по 28 баллов. Т.е. сдвиг всего на один балл – и у нас было бы 5 золотых медалей на 6 участников.
Еще раз хочу подчеркнуть – команда выступила успешно, почти все ребята раскрыли свои способности. Но, к сожалению, сложности и усталость, связанные с неудобным перелетом, долгая дорога и две бессонные ночи повлияли на работоспособность и самочувствие некоторых членов сборной не лучшим образом.
В.В.: Многие ребята говорят о том, что задания, которые они получают на Всероссийских олимпиадах, сложнее, чем на международных. Так ли это по отношению к  математике и если да, то с чем это связано?
Н.Х.: На Всероссийской олимпиаде проводятся два тура и в каждом туре по 4 задачи, а на Международной олимпиаде – два тура и в каждом по 3 задачи. Сравнивая  уровень сложности заданий нужно отметить, что первые и вторые задачи каждого тура Всероссийской олимпиады проще, чем задания Международной олимпиады. Мы называем их «утешительными» и предлагаем специально для того, чтобы все участники имели возможность проявить себя. В остальном, если сравнивать уровни сложности соответствующих позиций, то задания примерно одинаковой трудности.
Надо отметить, что в последние годы на Международной олимпиаде  установился высокий, очень сложный уровень последних заданий каждого тура, и с ними успешно справлялись только единицы участников (порядка 10-15 чел. из более чем из 500 участников из 100 стран мира).
o-top-education-issues-facebook_0
В.В.: Вы более 20-ти лет представляете Национальную сборную по математике на международных соревнованиях,  прекрасно знаете и систему подготовки и процессуальный метод проведения международных соревнований.
Как Вы полагаете, чего же не хватает Национальной сборной для полной победы или признанного лидерства на соревнованиях по математике?
Н.Х.: Успех на Международной олимпиаде основывается на трех основных компонентах.
Первое – это численность населения государства, что дает возможность действительно осуществить отбор самых талантливых школьников. Второе – это национальные олимпиадные традиции. Можно сказать, что Россия успешно выступает на международных олимпиадах, потому, что нам удалось сохранить традиции, которые вырабатывались еще в советские времена, и наша отечественная математическая олимпиадная школа до сих пор является одной из самых известных в мире. С тех пор сохранились Московская городская олимпиада, Питерская городская олимпиада, которые, кстати, проводились еще в середине 30-х гг. прошлого века! Правопреемницей Всесоюзной олимпиады стала Всероссийская олимпиада. И, наконец, у нас есть группа энтузиастов, которые,  несмотря ни на какие сложности, работают с одаренными школьниками. Это очень важно.
Третий фактор – это поддержка Национальной сборной и обеспечение  возможности проведения подготовки в соответствующих условиях. Именно по этой причине Индия, например, не может пока добиться существенных успехов в международных олимпиадах, сказывается бедность и общий уровень образования в государстве. Но тут нужно признать, что и у нас он, к сожалению, катастрофически падает. И основными целями олимпиад становятся поддержание высокого уровня образования (в том числе математического) в стране, поддержка  педагогов-энтузиастов, работающих с детьми (а это не только учителя, но чаще университетские преподаватели, студенты и аспиранты, добивавшиеся высоких результатов на олимпиадах), и только потом подготовка самой команды. Можно, конечно, пойти по пути целенаправленной подготовки сборной: собрав кандидатов с высоким уровнем математических способностей  в течение года интенсивно заниматься с ними только математикой. Но это будет выглядеть как «спорт высших достижений», когда в стране есть пара-тройка олимпийских чемпионов, а при этом уровень развития массового спорта и здоровье нации будут находиться на невысоком уровне. Мы по этому пути идти не хотим.
В.В.: Следующий вопрос к вам как к эксперту. Существуют ли сейчас в ВУЗах программы по работе с одаренными детьми или все-таки мы держимся за счет тех педагогов, которые беззаветно любят свою профессию, являются фанатами своего дела и только благодаря их энтузиазму, долголетию и такой патриотичной позиции мы имеем результат?
Н.Х.: Если смотреть на  результаты выступлений сборных, представляющих наши университеты на международных студенческих математических олимпиадах, то можно сказать, что подобная работа с одаренной молодежью ведется. В качестве подтверждения хочу сказать об основном таком соревновании – IMC. Команда МФТИ два предыдущих года становилась победителем этой олимпиады, а в этом году стала третьей в мире, традиционно высокие места занимают студенческие команды Московского и Санкт-Петербургского университетов. 
Что касается работы с одаренными школьниками, то тут нужно сказать, что она в большей степени основана на энтузиазме педагогов, многие из которых, будучи преподавателями университетов, тем не менее работают параллельно с одаренными школьниками. Эта практика характерна для нашей страны, в других странах она встречается редко. Там на подготовку сборной команды могут пригласить преподавателя, профессора из университета, с соответствующей оплатой и поддержкой его работы. У нас, повторюсь, это в большей степени любовь к профессии и энтузиазм...
Хотя есть и позитивные примеры поддержки работы с широким кругом способных школьников. Так Московский университет поддерживает проведение «малого мехмата» – это кружки для одаренных школьников г. Москвы и окрестностей. На физтехе создана Лаборатория по работе с одаренными детьми по направлениям математика, физика, естественные науки. Многогранную и успешную работу с одаренными школьниками осуществляют в Санкт-Петербурге. В этом городе центром работы в большей степени является лицей №239, преобразованный недавно в Президентский лицей, силами преподавателей и выпускников которого проводятся кружки, они активно участвуют в проведении питерских олимпиад.
На сегодняшний день к университетам-лидерам: МГУ, СПбГУ, МФТИ добавился четвертый университет – Высшая школа экономики с сильным факультетом математики. Успешную работу со школьниками в Сибирском регионе осуществляет НГУ.
В.В.: Последний вопрос. Победители соревнований - это, несомненно, золотой интеллектуальный фонд России. Сейчас очень активно поднимается вопрос о том, что многие выпускники, которые имеют несомненные успехи в учебе, выезжают в зарубежье, т.к. там имеют больше возможностей реализоваться или, по крайней мере, у них там лучшие условия, которые им предоставляют иностранные компании, иностранные государства. Как и чем можно мотивировать сейчас ребят, которые показывают такие высокие результаты на олимпиадных соревнованиях для того, чтобы они оставались, работали и могли реализоваться здесь, в России.
Н.Х.: Вопрос достаточно важный и, в то же время, непростой. Действительно, речь должна идти не столько о лучших финансовых условиях, сколько о лучших условиях для самореализации личности. Но если для физика, к примеру, крайне важно иметь высококлассную экспериментальную базу, то для математика, как я уже говорил, чаще всего "достаточно мела и доски".  Конечно, нельзя недооценивать необходимость участия в конференциях, ценности профессионального общения. Но сегодня новые технологии, Интернет, позволяют работать дистанционно и поддерживать сотрудничество с коллегами из других стран. И нужно сказать, что лучшие университеты мира борются за выпускников, школьников, которые успешно выступили на Международной олимпиаде. Эти ребята имеют возможность быть зачисленными в любой престижный университет мира. И это, кстати, является прекрасным стимулом для школьников из так называемых «стран третьего мира», поскольку предоставляет им уникальный шанс успешно в дальнейшем выстроить свою жизненную траекторию.
В России победители математических олимпиад с удовольствием продолжают обучение в наших университетах, сохранивших свой высокий научный и педагогический потенциал. Однако после окончания университетов некоторые из них действительно уезжают, поскольку получают интересные предложения из других стран. Однако, надо сказать, что при этом большое количество математиков остаются работать в России.

Справка: Международная математическая олимпиада (MMO) - это Чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, проводящийся каждый год в одной из стран мира. Первая MMO прошла в 1959 году в Румынии с участием семи стран. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран пяти континентов. Каждую страну представляет команда, состоящая не более чем из шести (первоначально — восьми) участников, руководителя и научного руководителя. Участники должны быть не старше 20 лет и не учиться в высшем учебном заведении.
Участникам предлагается решить 6 задач (по три задачи в день, в течение двух дней подряд), каждая из которых оценивается в 7 баллов, так что возможный максимум — 42 балла. Задачи выбираются из разных областей школьной математики, главным образом из геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики.
Все участники сборных команд, принимавших участие в Международных предметных олимпиадах, являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников и имеют право поступления в высшие учебные заведения без конкурса на профильные специальности.


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments